В 2022-м на Северной железной дороге ввели в строй новые объекты, добились роста большинства финансовых показателей, выполнили все поставленные задачи. О достижениях уходящего года и о том, что еще предстоит сделать, рассказал начальник Северной железной дороги Рашид Сайбаталов.
— Рашид Фердаусович, в начале 2022 года вы возглавили Северную дорогу. С какими результатами коллектив подошел к его завершению?
— Несмотря на серьезные макроэкономические вызовы, коллектив успешно выполнил поставленные задачи. 55 предприятий Северной признаны победителями сетевого соревнования, 19 из них заняли 1-е места. Дорога стала лидером в конкурсе РЖД по бережливому производству. Пассажирооборот дороги вырос на 10%, выручка от грузоперевозок — на 16,9%. В этом году погрузили более 59 млн тонн грузов с превышением плана на 2%. Также мы сумели достичь роста показателей надежности и скорости доставки. Дорога выполнила инвестиционную программу на сумму более 24 млрд рублей.
— На что направлена инвестиционная программа Северной?
— За счет инвестиций обновляем инфраструктуру для пропуска грузопотока на направлении Кузбасс — Северо-Запад. В этом году открыли движение поездов по реконструированным станциям Глазаниха и Костринский Ручей участка Обозерская — Маленга. В следующем году работы по увеличению пропускных способностей продолжим еще на шести станциях участка.
Открыли движение в новом транзитном парке станции Шарья. По три новых приемоотправочных пути начали строить на станциях Череповец II и Буй. Реализуем мероприятия по реконструкции мостов, модернизации объектов энергетики, усилению земляного полотна.
— Сегодня в компании приоритетом является цифровизация. Что сделано на Северной дороге?
— Информационные технологии сегодня пронизывают все наши процессы. В этом году на 11 станциях внедрили модуль планирования поездной работы с функцией автоматического контроля. Во всех ключевых хозяйствах вводят в эксплуатацию мобильные рабочие места сотрудников. Основная цель — обеспечить прозрачность и повышение оперативности выполняемых задач. В этом году внедрили более 1000 мобильных рабочих мест в хозяйстве автоматики и телемеханики.
— Для северных регионов особенно актуален вопрос условий труда. Что сделано в этом направлении в 2022 году?
— Улучшение условий труда железнодорожников — безусловный приоритет в нашей работе. В декабре в Вологде мы открыли офис, обустроенный по итогам конкурса РЖД «Предприятие будущего». На Северной магистрали действует обширная программа обновления санитарно-бытовых помещений, табельных и пунктов обогрева. Для повышения комфорта тех, кто трудится на отдаленных участках, в этом году обновили и построили более 150 санитарно-бытовых помещений, 75 табельных и пунктов обогрева, обустроили санитарные комнаты на 94 постах электрической централизации. Это крайне важная задача, которая актуальна всегда.
Также важно создать условия и для активного отдыха. На станции Малошуйка Архангельской области построят спортивный комплекс. Условия для тренировок там будут лучше, чем во многих городских спорткомплексах.
— В последние годы на Северной магистрали пассажиропоток стабильно растет. Чем вы привлекаете пассажиров?
— Это большая и кропотливая работа по всем направлениям. В этом году на Северную дорогу поступили еще пять рельсовых автобусов. Мы полностью заменили составы на локомотивной тяге на Рыбинском направлении в Ярославской области, впервые приобрели пять современных электропоездов, в которых созданы комфортные условия и всё предусмотрено для маломобильных пассажиров. Они курсируют на Александровском, Костромском и Даниловском направлениях.
На вокзале Ярославль-Главный завершили реконструкцию третьей пассажирской платформы, обновили платформы на 15 малых станциях и остановочных пунктах в Республике Коми и Ямало-Ненецком автономном округе. Продолжаем техническое перевооружение вокзального комплекса Кострома. Вместе с администрациями регионов работаем над корректировкой расписания, чтобы сделать его более удобным для пассажиров.
— Сегодня РЖД продвигает железнодорожный туризм. Что делают на Северной дороге для его развития?
— Мы видим большой интерес к внутреннему туризму. На территории дороги развиваются несколько точек притяжения, главная из них — вотчина Деда Мороза. На вокзал Великий Устюг прибывают туристические поезда «Зимняя сказка», «Мороз-Экспресс». В этом году зона отдыха здесь стала еще интереснее — появился новый городок, игровые автоматы, кафе. Наш вокзал — уже часть новогодней сказки.
«Изюминка» железнодорожного туризма — ретродвижение. Для всех желающих по субботам между Ярославлем и Рыбинском курсирует пригородный поезд на паровозной тяге. Это возможность не только увидеть достопримечательности, но и окунуться в историю. В этом году Северная пригородная пассажирская компания перевезла более 40 тысяч туристов — вдвое больше, чем в прошлом.
— Как повлияли экономические события 2022 года на перевозки грузов?
— Как и все железные дороги России, Северная провела комплекс мероприятий, чтобы перенаправить грузопотоки. Наши клиенты вследствие санкций стали отправлять меньше грузов на экспорт в порты Северо-Запада. Снижение составило более 6 млн тонн. Прекращены поставки лесных грузов в рамках контрсанкций.
При этом увеличились объемы грузоперевозок на внутренний рынок за счет увеличения поставок черных металлов, каменного угля и нефтепродуктов.
Часть экспортных грузов перенаправили с Северо-Западного на Южное и Восточное направления. В 3,5 раза выросли контейнерные перевозки. Увеличение грузопотока стало возможным за счет формирования поездов длиной более 70 условных вагонов, а также объединенных контейнерных поездов.
— Какие задачи стоят перед дорогой на ближайшую и долгосрочную перспективу?
— Мы намерены увеличить объем перевозок грузов по международному транспортному коридору «Север — Юг». Это позволит снизить нагрузку на инфраструктуру Восточного полигона, а также поддержать клиентов в освоении новых рынков сбыта. Наиболее перспективными на Северной дороге определены грузовые терминалы, расположенные на станциях Вологда II, Череповец I и Приволжье. Будем их развивать.
Долгосрочные планы затрагивают инфраструктуру дороги в районе Крайнего Севера и связаны со стратегией развития арктической зоны в России, со строительством Северного широтного хода. Реализация этих проектов откроет для нас новые возможности.
— Рашид Фердаусович, наше интервью выходит накануне Нового года. Что пожелаете читателям?
— Пусть наступающий год принесет стабильность и даст новые возможности развития. Уверен, что со всеми задачами мы справимся. Желаю счастья, крепкого здоровья, добра и радости! С Новым годом!