![](https://n1s1.hsmedia.ru/76/fb/e6/76fbe6a6822990d880f627568f69c293/656x438_1_e8eb136743e35a4f74cbe4b13368849d@1200x800_0xcj28VfxF_7027436695740729590.png.webp)
Анастасия выстраивает удобную, практичную и эстетичную систему хранения вещей в доме или квартире
Скоро Новый год, и хорошо бы выбросить все лишнее, сделать дом чистым, уютным и обрести легкость. Профессиональный организатор пространства, автор Telegram-канала «Храним практично с Асей» Анастасия Карачаровская рассказала 45.RU, как навести порядок раз и навсегда. Читайте ее колонку.
Облегчить жизнь
Порядок — это не про чистые полы, не про до блеска начищенные зеркала и полки без пыли. Порядок в понимании организаторов пространства — выстроенная система хранения вещей, которая позволяет легко их брать, потому что у них есть свои места, и, соответственно, легко возвращать.
У многих в прихожей перемешана взрослая и детская одежда, что крадет время при сборах по утрам. Когда дети стоят и не могут найти свои любимые варежки, у взрослого возникает раздражение. Открывая шкаф, ребенок должен знать, что нижняя штанга — для его верхней одежды, а самый нижний ящик — для его шапок и шарфов. Таким образом, мы строим систему, облегчаем родителям, в частности мамам, сборы по утрам, потому что тогда дети одеваются самостоятельно.
Начать с самой проблемной зоны
Предлагаю подумать, какая именно зона в доме или квартире вызывает больше всего негативных эмоций, и начинать организацию пространства именно с нее. Например, с прихожей, где теряются ключи и кошелек. Организация даже небольшой зоны, которая вызывает много напряжения, приводит к тому, что человек начинает легче чувствовать себя и ему становится приятнее возвращаться домой и проводить там время.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/75/f3/00/75f3003786db59c19b34858b94583fcb/600x600_21_c4a2b34e96d0388a731728c067db4921@5000x3750_0xN0m5c1Ze_2147275341256828898.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/80/ef/70/80ef7007cf9154778ef6421a37417f6f/600x600_21_f7692e793eed18aca4daa981a3409933@3750x5000_0xMH62IubF_9694822022122379587.jpg.webp)
Убрать дублирующиеся вещи
Самым первым и самым важным этапом организации пространства является расхламление, или, если сказать красивее, минимизация. Я пока не встречала ни единого дома, где бы не было лишних вещей.
Когда мы начинаем доставать все из шкафа и сортировать, становится видно, сколько предметов той или иной категории, и понятно, что такое количество вещей не нужно.
Одной из самых загруженных зон в квартире бывает кухня, там может быть по несколько скалок и поварешек. Зачем две скалки, если обе раскатывают одинаково? От одной избавляешься. Оставляешь одну поварешку, например добротную металлическую, которой можно разливать все — и компоты, и супы. Место в ящике освобождается, просматриваемость становится лучше — уже не нужно тратить время на поиск лопатки, когда что-то пригорает на сковородке.
Убираем дублирующиеся вещи, которые выполняют одинаковую функцию. У одной клиентки было 10–12 комплектов домашней одежды, хотя большую часть времени она проводит на работе.
Оценить частоту использования
Я практически не пользуюсь декоративной косметикой. Когда начинала разбирать ее у себя, поняла, что карандаш для глаз, подаренный мамой, у меня лежит седьмой год и требуется мне раз в пятилетку. Зачем его хранить? Я же повышаю риск аллергических реакций.
Важно понимать, насколько часто ты используешь ту или иную вещь. Они должны работать, а не лежать.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9a/f5/8d/9af58d136fe422fd355d46b464c78705/600x600_21_c3e8483e5c0518e08acb4785af2cc480@1598x1035_0xHxSTNEI0_1089796575478740710.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b9/a6/70/b9a67091b799af1b604b7b2c71ac8f1e/600x600_21_ae55818fbb8b6b96c0307c294a0c1ab3@5000x3324_0xxQajsun7_5951307376200406595.jpg.webp)
Два подхода: эмоции и разум
Японка Мари Кондо, автор книги «Магическая уборка», вообще подходит к расхламлению с позиции, нравится ли предмет. Становится ли на душе теплее и радостнее, когда держите в руках ту или иную вещь. Если таких ощущений нет, смело ее выбрасывайте.
У Мари Кондо своя философия, связанная с японским отношением к дому. Мы товарищи более прозападные, четкие и конкретные. Разбирая вещи, сортируем их и смотрим на объем получившихся кучек, категорий. Задаем себе вопросы: мне точно нужно такое количество? Есть ли здесь дублирующиеся предметы? В каком состоянии одежда? Вряд ли вы будете надевать рубашку, которая закаталась, затерлась, зона локтей лоснится.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/94/b9/e1/94b9e1ab48a4e8d7a3e67f1d1889e5a2/600x600_21_3fe445780d8cd96bc8bca0791492b9dd@3024x4032_0xwuAXZO8R_2201886106538957175.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/af/e5/31/afe531d608cc8054fdd3fc0a774d0530/600x600_21_046b96c6e93326cc1938d2ae048c2a9a@3322x4429_0x0pZ0Ikyl_1900054598001752136.jpg.webp)
Делим вещи на три части: то, что мы однозначно оставляем, то, что однозначно выбрасываем, и то, что можем кому-то отдать. Одежду в хорошем состоянии принимают в социальных центрах для людей в сложных жизненных ситуациях. Мы в один из таких пунктов приносили кастрюльки, которыми уже не пользуемся. Бывает, что-то отправляют ребятам в зону СВО. Может быть, вещь не требуется вам, но она порадует другого человека и будет действительно ему нужна.
Как хранить?
Те вещи, которые у нас остались после расхламления, нужно поделить на группы — например, по членам семьи или частоте использования. То, что используем чаще, храним ближе. Реже — соответственно, дальше. Летнюю одежду убираем вглубь шкафа или на самые верхние полки. Среднюю часть шкафа оставляем под то, что используется в данный момент.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f1/4a/62/f14a628e4122ec07019b407670ac96e8/600x600_21_3f748142a84dbe5025a0b8344a1739f0@4032x3024_0xmkAAzpQJ_0066932636968583812.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ec/20/a1/ec20a1522c777a8acc522d366b889120/600x600_21_17b3b4240d527eb2f412e393685ea196@4032x3024_0x2Ln2sjZW_2959054411902509557.jpg.webp)
Храним вещи по смысловым группам. Например, определяем, где в ванной будут стоять средства для лица, по уходу за волосами или ногтями.
Используем разделители — ящики на полке или контейнеры. Так предметы не будут «расползаться» по квартире и приводить всё в состояние беспорядка.
Затем надо хотя бы примерно представлять сценарии использования вещей. Допустим, у девушки основная косметика хранится в спальне. Когда она собирается утром на работу, то минимальный ежедневный макияж делает или в ванной, или в прихожей перед зеркалом. Вот это ее жизненный сценарий. Основную массу косметики хранит в шкафу в спальне, минимальный набор — тушь и помаду — перед зеркалом в небольшом контейнере в прихожей или ванной.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/03/92/8b/03928bf1e98fdaf732771d388b46b732/600x600_21_cd3e385039c1ae57c82d04c293f04b75@3750x5000_0xHa7vJXW2_9762671075911700063.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e4/6c/5c/e46c5ce0fdaf01b15012d27a030a7005/600x600_21_434e840ec27f3cdf68a8e84d4b34c95c@2597x5000_0x0mCwJ8kt_4226617063601673825.jpg.webp)
Идем всегда от понимания, сколько у нас есть вещей после расхламления, после категоризации, и только потом покупаем органайзеры, чтобы всё хранить и компоновать, а не наоборот. Контейнер или кофр должны соответствовать глубине полки, чтобы не потерять полезную площадь.
Вещи можно разделять не только по сезонности, но и по материалам. В одной секции — шерстяные свитера, в другой — хлопковые лонгсливы или свитшоты.
И практично, и красиво
Развешиваем одежду на штанге по длине — от самой короткой к самой длинной. Получается диагональ, за счет чего под самой короткой одеждой остается дополнительное место для хранения. Плюс визуально это выглядит эстетично. Одежду можно развесить по цветам, а книги расставить по цвету корешков (необязательно в алфавитном порядке). Так снижается визуальный шум.
Что касается бытовой химии или бакалеи, то можно избавиться от заводской упаковки, которая часто бывает кричащей и яркой, потому что цель маркетологов — привлечь наше внимание.
Кому-то подходит переливать гели и шампуни в отдельные красивые баночки, которых много на маркетплейсах. Как вариант, можно снять этикетку с бутылки и сделать аккуратную наклейку. Выглядит симпатичнее.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/83/a6/cc83a659d50540703c78d222a1cfaa3d/600x600_21_0aacfa197535b15329ee47911fee37b9@5000x3750_0xmTaAz8AV_6991316478217662407.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c6/41/fb/c641fb420bfd5219e55bbcc65945525a/600x600_21_f1701fd25c3a8a47ef2b708525bb8825@5000x3750_0xXwMIcD8S_0567571695553101899.jpg.webp)
Основные крупы — рис, гречку, овсянку, пшено — я храню в эстетичных одинаковых прозрачных баночках. Когда что-то заканчивается, сразу вижу, что нужно докупить. Остальные крупы убираю в отсек «Запасы».
Своего рода медитация
Для меня удовольствие — открыть ящик на кухне, когда я готовлю, протянуть руку и четко знать, где у меня что стоит. Это маленькие ежедневные радости. Это возможность убрать лишнее напряжение, которого нам и так в повседневной жизни хватает. Дом становится местом, где мы действительно можем отдохнуть, где спокойно. Возникает желание возвращаться.
Организовывая пространство, я кайфую. Для меня это своего рода медитация. Я систематизирую, разбираю, раскладываю вещи… Мне нравится выстраивать системы хранения.
![Анастасия Карачаровская](https://n1s1.hsmedia.ru/ed/7b/9c/ed7b9c3c5104ba2dfdf2036ab8573b04/640x640_0xBclW9lfD_2964401161168983194.jpg)