В 1 квартале 2012 года размеры убытков, понесенных ОАО «СППК» в результате организации пригородных пассажирских перевозок на территории вверенных ей субъектов РФ, составили более 189,9 млн рублей (более 203,8 млн рублей в 2011г). Об этом ИА Regnum сообщили в филиале ОАО «РЖД» – Северной железной дороге.
Картина убытков в разрезе субъектов выглядит следующим образом: Ярославская область – более 50,4 млн рублей, Архангельская – 50 млн рублей, на третьем месте – Вологодская область – более 29, 4 млн. рублей. Убытки по Костромской области составили более 26, 8 млн. рублей, порядка 20,2 млн. рублей – по Республике Коми, почти 10 млн. рублей – по Владимирской области, 6,3 млн рублей – по Ивановской, 2,8 млн рублей – по Кировской, замыкает список Тверская область – 389 тыс. рублей.
Пригородные железнодорожные перевозки являются социально значимым, но убыточным видом деятельности. По законам Российской Федерации, организация пригородных пассажирских перевозок находится в пределах полномочий субъектов РФ. Региональные власти вправе регулировать количество пригородных маршрутов и поездов и устанавливать тарифы на проезд в пригородных поездах ниже себестоимости, но при этом компенсировать убытки, которые несет ППК в результате тарифного регулирования.
Однако, как сообщают в СЖД, ежегодно суммы, которые закладываются в бюджеты субъектов РФ на компенсацию выпадающих доходов, покрывают лишь часть понесенных убытков. Так, в 2012 году в бюджете Ярославской области предусматриваются субсидии в размере лишь 90,1 млн рублей (чуть более 12% от суммы убытков), Архангельская область запланировала 48,5 млн руб. (при плановой сумме убытков более 400 млн руб.), Кировская область – 30,2 млн руб. (75% от суммы убытков), Республика Коми планирует компенсировать лишь 7 млн руб. (менее 8% от суммы убытков), Костромская область предусмотрела 5,3 млнруб. (2% от суммы убытков). Вологодская, Ивановская, Владимирская, Тверская области вообще не запланировали такой строки в бюджете, и какова будет сумма компенсации – пока не известно.