Заместитель Руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Борис Большаков на всероссийском совещании по проблемам ЛПК России в Вологде выступил с докладом о строительстве лесных дорог в России. Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-службе Министерства природных ресурсов России, всероссийское совещание по проблемам развития лесопромышленного комплекса России состоялось в рамках выставки «Российский лес», которая открылась 28 ноября 2005 года в Вологде. В состав делегации Рослесхоза, которую возглавил заместитель Руководителя агентства Б.Большаков, вошли все руководители территориальных агентств лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу.
Б.Большаков в своем выступлении остановился на проблеме неразвитой транспортной инфраструктуры лесного комплекса и обозначил пути ее решения. По его словам, одним из основных факторов, сдерживающих повышение эффективности использования лесных ресурсов и развитие всего лесного комплекса страны, является транспортная недоступность больших территорий лесного фонда с наличием значительных запасов древесины.
В настоящее время в лесном фонде РФ имеется 1,6 млн. км лесных дорог. Из них 30% - дороги общего пользования, 70% - лесовозные и лесохозяйственные. Автомобильные дороги с твердым покрытием поставляют всего 11% от общей протяженности лесных дорог, а грунтовые дороги круглогодичного действия - 32%.
Как отметил Б.Большаков, протяженность всех дорог на 1 тыс. га лесного фонда в целом по России составляет 1,2 км. В регионах Сибири и Дальнего Востока этот показатель значительно меньше, что является основной причиной недоступности больших площадей лесного фонда для промышленной эксплуатации запасов древесины. «С учетом зарубежного опыта, в зоне лесопромышленной эксплуатации протяженность лесных дорог должна составлять от 8 до 10 км на 1 тыс. га лесов, а в зоне интенсивного ведения лесного хозяйства в Европейской части России - от 9 до 14 км. Существующая протяженность лесных дорог в настоящее время значительно ниже ориентировочных показателей», - сказал он.
Так, в Республике Коми протяженность лесных дорог составляет 0,9 км на тысячу га, в Архангельской области - 1,24 км, в Вологодской области - 2,8 км, в Красноярском крае и Иркутской области - 1 км, в Хабаровском крае - 0,68 км на 1 тыс. га лесного фонда.
Б.Большаков подчеркнул, что существует прямая зависимость между уровнем использования лесных ресурсов и протяженностью дорожной сети в лесах - чем гуще сеть дорог, тем более полно используется лесосечный фонд. Для обеспечения необходимых темпов развития лесного комплекса требуется ежегодное строительство около 3 тыс. км лесных дорог с инвестициями в размере около 17 млрд. рублей. Причем срок окупаемости этих средств в среднем по России - 1 год и 10 месяцев приблизительно.
Финансирование строительства лесных дорог может осуществляться за счет средств федерального бюджета, за счет лесопользователей, за счет средств субъектов РФ, различных ведомств, транспортирующих грузы по лесным магистралям, за счет арендаторов участков лесного фонда РФ. В Архангельской области строительство лесовозных дорог осуществляется за счет частных инвесторов-арендаторов. Финансирование строительства дорог общего назначения в лесном фонде осуществляется на 77% из федерального бюджета и на 23% - из бюджета области. В Хабаровском крае средства на строительство дорог общего назначения выделяются на 31% из федерального бюджета, из бюджета субъекта - на 69%. В Республике Коми строительство лесовозных дорог полностью финансируется арендаторами.
Впервые благодаря усилиям Рослесхоза и МПР России в федеральном бюджете на 2006 год на строительство дорог через неосвоенные лесные массивы планируется выделить 500 млн. рублей. Из этих средств предварительно намечено направить 140 млн. рублей в Архангельскую область, по 120 млн. рублей в Вологодскую, Новгородскую и Пермскую области. Эти средства будут выделяться с условием софинансирования из региональных бюджетов.
REGIONS.RU