Развлечения интервью Михаил Задорнов, писатель-сатирик, драматург, юморист, член Союза писателей России: «Когда-то российское образование считалось одним из лучших»

Михаил Задорнов, писатель-сатирик, драматург, юморист, член Союза писателей России: «Когда-то российское образование считалось одним из лучших»

После долгого перерыва юморист Михаил Задорнов отправился в гастрольный тур и снова стал выходить на сцену. Почему он так долго не выступал? Какого мнения писатель о происходящих внешнеполитических событиях, об уровне культуры и образования в нашей стране? На эти и другие вопросы он ответил в интервью нашему изданию в минувшие праздничные ноябрьские выходные.

— Михаил Николаевич, не могу не спросить о событиях последних дней. Вас оскорбило то, что украинская власть внесла вас в так называемый «чёрный» список?

— Нет. Более, того, я хочу поблагодарить сегодняшнюю украинскую власть за то, что мне оказали такую честь. У меня нет орденов и медалей, но эту санкцию в отношении себя я приравниваю к получению ордена. Интересно, что особое внимание проявлено к Кобзону, Охлобыстину и ко мне. Это же какой градус сумасшествия у украинской власти, если она может бояться Кобзона, Задорнова, Охлобыстина!

— Что же нам делать с Украиной?

— Отпустить, как отпускают родители сына, рвущегося к девушке, выбор которой они не одобряют. Через некоторое время он сам всё поймёт и вернётся. Меня можно обвинить в непатриотизме, но если не воспользоваться грядущей зимой, чтобы прекратить вражду, то весной она разгорится с новой силой и жертв будет гораздо больше, чем было. А настоящий патриотизм — это сохранять человеческие жизни.

— Вас называют «кремлёвским шутником». Вы в хороших отношениях с Путиным?

— Я ни в каких отношениях с Путиным не состою. Мы не знакомы и никогда не виделись.

— А в какой партии вы состоите?

— Я не состою ни в одной партии, так мне завещал отец.

— Вы пожертвовали 100 тысяч рублей на съёмки фильма о вещем Олеге. Чем он так важен для вас? И кем вы выступаете в этом проекте, вы — сценарист, продюсер или актёр?

— Это фильм документальный, поэтому ролей там нет. Я же выступаю в этом, как вы выразились, проекте в роли автора. Один такой документальный фильм я уже сделал, он называется «Рюрик. Потерянная быль». Картина повествует о том, как Русь образовалась и стала расширяться. Мне есть чем похвастаться: фильм о Рюрике набрал один миллион четыреста тысяч просмотров на моём сайте. Поскольку в интернете всё-таки больше молодёжи, то могу сделать вывод: какая-то её часть интересуется историей. Очень важно эту молодёжь, пасущуюся в виртуальном пространстве, чем-то зацепить и воспитывать их интересы.

— О чём будет повествовать фильм?

— О том, как Олег объединил множество народов. Если бы он этого не сделал, России бы сейчас не было. Вместе со съёмочной группой мы проделали длинный путь — от Новгорода до Геленджика, заглянули даже на Северный Кавказ и Стамбул, который когда-то назывался Константинополем и был столицей Византии. По этому пути и шёл когда-то Олег. Так что его роль в истории ничуть не менее значима, чем роль Рюрика. Честно говоря, даже больше. Но из-за того, что Олег не был христианином, упоминается о нём в истории редко.

— Сам процесс съёмок уже начался?

— Да. Материал собран, деньги тоже. На сбор исторических фактов у меня ушло девять месяцев. Из-за этого с декабря прошлого года по нынешний сентябрь я совсем не выступал. Всё это время люди присылали деньги на картину — кто по пятьдесят рублей, кто по сотне, а кто и по пять тысяч. Один человек, пожелавший остаться неизвестным, пожертвовал полмиллиона рублей. Всего собралось три с половиной миллиона.

— Верите ли вы в нумерологию или в тайну имени? Я читала, что у вас и маму, и жену, и дочь зовут Еленами, и из-за этого вы в шутку называете себя «Лениным»…

— Несомненно, имя влияет на человека: как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Назвали город Воркута — там и организовалась самая страшная воровская зона. Мне моё имя, например, нравится. Оно греческое, но у него есть русский аналог — Миша. Очень жаль, что славяне потеряли интерес к собственным именам, потому что все славянские имена очень светлые — Святослав, Ярослав, Любомудр, Лучезар, Мирослав, Лада. Сегодня Дарья называет себя Диареей, Валька — Вольтареной, Петька — Питером... Это вообще погано, эти люди будут несчастными, потому что они берут чужие имена. Имя дрожит. Чем правильнее оно дрожит, тем лучше иммунитет человека. А когда Сашка становится Алексом, иммунитет у него падает. Это не то чтобы вера в тайну имени и прочее, это законы физики, коей я всегда увлекался. То же и с числами: каждое число, как батарейка, может подзаряжать человека. Есть близкие числа — дата и месяц рождения, а есть далекие, но у каждого имеются свои положительные и отрицательные свойства. Зная положительное качество конкретной цифры, можно сделать её своей батарейкой. Шестёрка, например, неплохое число, это число трудолюбия. Бог шесть дней создавал мир, созидал, трудился. Это означает, что шесть дней в неделю нужно работать, так и было в советское время. Недаром шестерёнкой в русском языке называют самую трудовую деталь во всех механизмах. А все рабочие в советское время ездили на «Жигулях» шестой модели. Теперь «шестёрками» называют людей, которые много вкалывают. Я написал книжку «Сила чисел», чтобы каждый, прочитавший её, мог стать хозяином своего числового подспорья. Ведь нумерологи лохов разводят: мол, сегодня такой-то день, поэтому из дому нельзя выходить, а только мне бабки платить надо, если хочешь быть счастливым.

— Михаил Николаевич, вы публикуетесь с семидесятых годов. Насколько с тех пор изменилась русская литература?

— Изменилась сильно и пока в худшую сторону. Она наполнилась нечистью, бесовщиной, матом и описанием самых мерзопакостных сторон человеческого характера. То же самое произошло и в кино. Богатые режиссёры едут в Канны, в Берлин и в Венецию, чтобы показать там свои новые фильмы об ужасах жизни в российской глубинке, о том, как отвратительны русские люди. И весь Евросоюз им аплодирует.

— Насколько такие тенденции опасны?

— Это не страшно, потому что всегда всё развивается по синусоиде. За последние дни я посмотрел в Москве четыре спектакля, и все произвели на меня положительные впечатления. Очень понравился спектакль Леонида Трушкина «Забор». В главной роли прекрасный актёр Фёдор Добронравов, который хорошо вам знаком по проекту «6 кадров». То, что он может насмешить, знают все, а вот то, каким трогательным он может быть на сцене, для меня стало открытием. В спектакле кроме Фёдора играют Инга Оболдина и сын Фёдора Иван Добронравов. Трое действующих лиц, скромные декорации, на сцене мало что меняется на протяжении спектакля. Это тоже признак таланта. Настоящему режиссёру не нужны суперэффекты в 3D. Он умеет главное — дотронуться до сердца, заставить зрителя не только плакать и смеяться, но и задуматься. Вообще после спектаклей Трушкина никогда не выходишь с пустой головой. Что он хотел сказать своей новой постановкой? Что в наше сегодняшнее нелёгкое время, когда все за чем-то гонятся, боятся не успеть — заработать больше денег, получить более престижную работу, поменять машину, купить ещё одну шубу, надо уметь остановиться и подумать.

— Не сомневаюсь, что вы одобряете закон, запретивший мат на сцене?

— Конечно, это был очень правильный шаг. Когда мне говорят, что в молодёжных передачах мат всё равно продолжают использовать, я отвечаю, что мат запрещено использовать в произведениях культуры, а эти передачи не имеют к культуре абсолютно никакого отношения. Я был на «Новой волне» в Юрмале, где заключительным аккордом стало выступление «Камеди клаб». Выступления большинства из них, в том числе и талантливых тоже, нельзя назвать пошлыми. Они просто грязные. Теперь, когда в России запрещено сквернословить со сцены, они оттянулись в Латвии, где это приветствуется. Интересно, кто приветствует сегодня выступления «Камеди клаб»? Богатые, недообразованные, те, кто приветствует именно грязь в юморе.

— Значит, вы в курсе тенденций современной сцены. А кого из звёзд, выступавших на «Новой волне», могли бы отметить?

— Звёзд? Слово «звезда» произошло от слова «свет». Звезда — понятие космическое, вселенское. Когда звезда умирает, от нее ещё многие годы идёт свет! Звёздами могли бы себя назвать Моцарт, Пушкин, Лермонтов, Леонардо да Винчи… Но в силу своего воспитания, интеллигентности, таланта они не могли себе этого позволить. Какой свет может идти от попсовых звёздушек? От них тянет холодом и тьмой. Сегодняшний высший свет — это высшая тьма. Поэтому я нынешних звёзд предлагаю переименовать в бенгальские огни. Шумят, искрятся, трещат, но очень недолго. После себя оставляют не свет, а неприятный запашок. Точь-в-точь бенгальские огни!

— Кто же должен петь со сцены и с экрана телевизора?

— Тот, у кого есть голос, а не стразы, каблуки, крутые спонсоры и продюсеры. Но, к сожалению, об этом сегодня у нас в России забыли.

— Вы когда-нибудь выходили на сцену подшофе?

— Да, один раз в жизни. И никогда больше этого не допускал. Я тогда понял, что не контролирую свою речь. Это было так страшно! Я пропотел, как в бане, и протрезвел ко второму отделению. Хорошо, что на сцене ещё как-то можно выкрутиться. А если б я был за рулём?!.

— Михаил Николаевич, очень часто вы бичуете в своих выступлениях российскую систему образования. Что же в ней не так?

— Всё. Наша система образования совершенно отрицательна, потому что не развивает в человеке интереса к жизни и не учить жить. А ведь когда–то российское образование считалось одним из лучших! Раньше школа называлась красивым названием «коло», что означало «солнце», знание, движение. Нет, теперь, видите ли, «лицей». И что? Вы изменили имя образовательного учреждения, и от этого стало лучше образование? Нет, вы просто больше денег собираете теперь с родителей и учеников, потому что те, дурни, верят, что в лицее лучше образование, чем просто в школе. И так у нас везде. Это грустные шутки о непрофессионализме, который у нас царит во всём. Когда переименовывали милицию в полицию, я говорил, что это ничего не изменит. Когда вместо публичного дома открывают ткацкую фабрику, меняют не только вывеску, но и девочек.

— Какова конечная цель всех ваших выступлений, документальных фильмов и прочих работ?

— Моя задача — успеть повлиять на то, чтобы в России сложился другой взгляд на жизнь.

— Год практически на исходе. Вы выступали с предновогодними обращениями к россиянам в 1991 и 2010 годах. Чтобы вы сказали народу, если бы вам пришлось к нему обратиться нынче?

— Если б мне надо было обратиться к стране, я бы сделал это 1 января, а не перед тем, как она нажрётся и будет аморально себя вести. В своём выступлении я бы попросил людей сконцентрироваться главной на сегодняшний день задаче — на производстве. Нам жизненно необходимо его наладить. Конечно, заниматься этим надо было раньше, пока ещё нефть была дорогой. А ещё я бы попросил народ не гневаться. Сегодня многие используют гнев народа, а вектора этому гневу не дают. Нет программы, за которую бы нужно было бороться. А когда нет программы, борются против. А когда борются против, всегда кровища. Не гневайтесь.

Михаил Николаевич Задорнов родился 21 июля 1948 года в г. Юрмале Латвийской ССР. Его отец Николай Павлович Задорнов был советским писателем, заслуженным деятелем культуры Латвийской ССР, лауреатом Сталинской премии второй степени за роман «Амур-батюшка». Михаил Задорнов окончил рижскую среднюю школу № 10, а затем Московский авиационный институт (МАИ) по специальности инженер-механик. В 1974–1978 годах работал в том же институте на кафедре 204 «Авиационно-космическая теплотехника» инженером, затем ведущим инженером. Он руководил молодежным театром МАИ, выступая одновременно в роли актера, режиссера и автора забавных миниатюр. Через некоторое время Задорнов устроился на работу в юмористический отдел журнала «Юность», а после вновь возглавил театр, на этот раз — театр клуба им. Дзержинского на Лубянке.
Михаил Задорнов начал публиковаться в 1974 году. Знаменитым он стал после того, как в телепередаче «Вокруг смеха» показали его выступление с рассказом «Два девятых вагона». С этого момента Задорнов становится крайне востребованным артистом, завсегдатаем юмористических концертов всесоюзного масштаба, начинает гастролировать с сольными программами, исполняя собственные миниатюры, много пишет для известных юмористов. С начала 1990-х годов в разное время он вёл такие известные телепередачи, как «Аншлаг», «Смехопанорама», «Сатирический прогноз», «Дочки-матери». Задорнов — лауреат премий «Золотой телёнок», «Овация» и лауреат Кубка Аркадия Райкина.
В настоящее время он ведёт блог в ЖЖ и блог на сайте газеты «Московский комсомолец». Также у него есть собственный канал на youtube.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем