Вузы Ярославля доказали, что готовы к новой цифровой среде и успешно прошли испытание дистантом. Если говорить образно, сдали сессию по информационным технологиям на «четыре с плюсом» или «пять с минусом». Такую оценку высшим учебным заведениям, вынужденным быстро адаптироваться к новой реальности, поставил ректор Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова, профессор, доктор химических наук, член Общественной палаты РФ Александр Русаков. Глава ЯрГУ рассказал, за что вузы заработали минус, как в этом учебном году трансформируется образовательный процесс и дал советы тем, кто еще не решил, куда подать документы. Жмите play и смотрите подробную видеоверсию онлайн-интервью или читайте текст беседы с Александром Русаковым.
После ЕГЭ — хоть в космос
— Александр Ильич, приемная кампания-2020 в самом разгаре. В школах региона заканчивают сдавать ЕГЭ. Скажите, каких выпускников ждут в ЯрГУ в этом году? В чем их отличие?
— Сегодняшние абитуриенты — это наиболее мужественные люди из всех выпусков за новейшую историю, потому что они смогли в довольно сложных условиях закончить учебный год и сдать ЕГЭ. Мы ожидаем ребят, максимально готовых к использованию информационных технологий, в том числе и гибридных — с элементами дистанта и очным присутствием. Наверное, это будут очень сильные, подготовленные и мотивированные люди, которые действительно хотят учиться в университетах. Я напомню, ЕГЭ в этом году сдавали только те, кто планирует поступление в вузы. Мы испытываем оптимистические ожидания. Я надеюсь, что многие сильные выпускники будут поступать в наш университет и другие вузы региона, чтобы остаться жить и работать в Ярославле на благо нашей земли. Это очень важно, и это не просто патриотическое заклинание. Мы действительно хотим создавать новые рабочие места в рамках внедрения высоких технологий. Почти все специальности нашего университета рассчитаны на оптимистичное будущее, в котором талантливым и творческим людям удастся найти себя, получить интересную работу с достойной зарплатой и испытывать чувство удовлетворенности от собственной жизни. Вот что самое главное.
Отличие сегодняшнего дня — это высокий процент использования информационных технологий. Мы долго говорили о том, что наступит новая цифровая эра. И она наступила. Неожиданно и довольно резко. Изменились и способы обучения, и сам образ жизни. Системе образования удается адаптироваться к новым реалиям.
«Мы хотим, чтобы выпускники школ поступали в ярославские вузы и оставались работать в родном городе. И это не просто патриотическое заклинание»
— По вашим оценкам, этот резкий переход стал стрессом для молодого поколения? Как сдают ЕГЭ ярославские школьники? И какова картина по проходному баллу в ЯрГУ?
— Мы многие годы мониторим результаты ЕГЭ и смотрим, как школьные оценки влияют на будущее. Опираясь на многолетний опыт, я бы хотел успокоить жителей Ярославля. По нашим наблюдениям, ситуация сходна с прошлым годом. Единственный экзамен, который тяжеловато дался выпускникам, это химия — здесь могут быть отклонения от средних величин. Есть еще одна тенденция, которая уже заметна в Ярославле. Ожидается увеличение числа школьников, сдавших ЕГЭ очень хорошо, на очень высокие баллы. В том числе и количество стобалльников должно прибавиться. Дело в том, что в сложных ситуациях всегда присутствует момент мобилизации. Многие ребята сконцентрировались на изучении предметов для сдачи ЕГЭ и поступления в вузы, что и дало свои результаты.
— Можно ли говорить о наиболее востребованных направлениях подготовки в этом учебном году? Какие профили выбирают ребята и с чем это связано?
— По тому, как абитуриенты «заказывали» ЕГЭ, и, судя по общей статистике, свои позиции сохраняют дисциплины с акцентом на информатику. Мы ожидаем увеличения числа студентов на факультетах, связанных с ИТ-технологиями. Замечу, что эта тенденция отражалась и в контрольных цифрах приема. Достаточно большое количество бюджетных мест на направлениях, связанных с математикой, информатикой, прикладной математикой и физикой. Как мы видим, в государственной политике получили достойный ответ вызовы, которые бросает нам реальность.
Битва за высокобалльников
— Увеличилось ли количество бюджетных мест в этом году? И какой политики ценообразования придерживается ЯрГУ? Будут ли действовать льготные условия для оплаты за обучение в вузе на внебюджетном наборе?
— В следующем году количество бюджетных мест увеличится почти на 300, и это очень хорошее число. Сейчас контрольный прием на бюджетные места — около 700 человек. В следующем году будет уже почти 1000 бюджетных мест. Шансы на поступление у выпускников школ возрастают. Но возрастает и конкуренция за хороших студентов среди вузов.
Что касается внебюджета. Мы проводим политику неиндексирования в этом году. Это значит, что мы не повышаем цену на образовательные программы относительно прошлого года. И это наша принципиальная позиция. Для тех, кто не добрал несколько баллов, чтобы поступить на бюджет, запущена система финансового поощрения. Она позволяет получать скидки и рассрочки на образовательные программы, с которыми можно ознакомиться в правилах приема в ЯрГУ.
Что значимо, многие наши студенты имеют готовое место работы. Это касается, прежде всего, старшекурсников бакалавриата и магистров. Мы всегда идем навстречу и выстраиваем образовательные программы таким образом, чтобы им было комфортно совмещать работу и успешную учебу в университете.
Отмечу, что мы не разделяем студентов на бюджетников и платников, с точки зрения обучения. Вуз придерживается единого подхода и относится ко всем на равных. Подчеркну, требования едины.
Я хочу всех предупредить: купить образование невозможно ни за какие деньги. Поступление в университет — это только начало сложного пути. Если хорошо учиться, можно перевестись на бюджет. Есть возможность доказать, что вы лучшие.
Дистант или обучение on-campus?
— Александр Ильич, вернемся к приемной кампании. Абитуриенты и ряд учебных заведений опасались дистанционного формата. Расскажите об ожиданиях и реальности.
— Действительно, мы первый раз столь массово применяем дистанционные технологии. В ЯрГУ завершилась сессия, которую мы провели полностью удаленно. Мы отработали часть технологий, которые позволяют идентифицировать личность экзаменуемого. Современные системы прокторинга были применены на юридическом факультете и показали стабильную работу. Для того поколения абитуриентов, которое уже прошло через огонь и воду дистанта, цифровые технологии — не в диковинку и не пугают.
— Всем ли вузам удается мобильно перестроиться на электронный формат? Насколько эта приемная кампания — ценный опыт для системы высшего образования страны?
— Министерство образования оценивает позитивно работу российских университетов в новой реальности. Мы эту сессию, как вузы, сдали как минимум на 4+. Вузы Ярославля демонстрируют разнообразие подходов. Мы тоже экспериментировали и определили платформы, на которых будем работать, если того потребует ситуация 1 сентября. Но мы надеемся все-таки, что основная доля образовательного процесса будет очной. Хотя, безусловно, у нас всегда есть план Б. Уроки, которые мы извлекли из этого сложного периода, состоят в том, что новые дистанционные технологии электронного обучения можно совмещать с обычной университетской практикой. Система онлайна хорошо себя показала в работе со старшекурсниками бакалавриата, магистрами и аспирантами. Это касается и лекционных, и семинарских занятий. Мы видим, что часть лекций может быть переведена в онлайн-курсы. Электронное обучение войдет в практику — это без всяких сомнений. Но дистант никогда не вытеснит обучение on-campus, когда студенты общаются с педагогом лично и имеют возможность человеческого контакта. Система живой передачи знаний не будет вытеснена полностью. Мы обязательно учтем все плюсы и постараемся нивелировать минусы. Подводя предварительные итоги, считаю, что это позитивный опыт.
«Электронное обучение, без всяких сомнений, войдет в обычную практику университетов. Но дистант никогда не сможет вытеснить обучение on-campus»
— На старте приемной кампании предполагали популярность СПО. Оправдались ли прогнозы? Наблюдается ли ажиотаж в колледже?
— СПО пользуется успехом, но это не взрывной спрос, поскольку очень много школьников сдавали ЕГЭ и собираются поступать в вузы. Ежегодное желание получить высшее образование сохраняется. Наш университетский колледж осуществляет много программ, и мы можем сказать, что ситуация гармоничная.
— Один из проектов вуза — онлайн-обучение для бизнеса. Расскажите о востребованности этого направления.
— В прошлом году ЯрГУ стал участником образовательного нацпроекта, одним из элементов которого является создание и реализация системы допобразования в виде профильных онлайн-курсов. По итогу мы обучили 2500 жителей из 59 регионов страны — от Москвы до Сахалина — за средства федерального бюджета. Обучение велось по ряду направлений, связанных с информатикой, биотехнологиями и профилям в сфере защиты информации. Это достаточно успешный проект массового образования, реализуемый в партнерстве с МУБиНТом и объединивший около 500 организаций. Позитивный опыт позволил нам вновь выиграть конкурс Министерства образования на всероссийском уровне и создать еще ряд онлайн-курсов, которые будут доступны в следующем году для будущих и действующих студентов. Мы намерены предоставить нашим студентам максимум возможностей при переходе на дистант. Я имею в виду сочетание офлайн- и онлайн-курсов, видеоконференций, циклов лекций, записанных нашими звездными преподавателями, академиками РАН.
«Мы сохранили фундаментальное ядро образования, несмотря на все перемены. Знания передают не те, кто прочитал учебник, а те, кто занимается наукой»
— Почему работодатели охотятся за выпускниками ЯрГУ?
— Причин достаточно много. Главная — в том, что мы сохранили фундаментальное ядро образования, несмотря на все перемены. Знания передают не те, кто прочитал учебник, а те, кто занимается наукой. Сохранение базовой, фундаментальной научной подготовки и знаний на основе собственных научных исследований — это важнейшая черта университета ЯрГУ — из тех, кто хочет не просто называться университетом, но и реально им быть. Мы сохранили научные школы, и, если посмотреть наши рейтинги по публикационной активности, мы очень достойно выглядим в стране и даже на международной арене.
Университет идёт в ногу со временем: мы разрабатываем новые способы взаимодействия с работодателем. В этом году будет действовать 10 базовых кафедр, расположенных на площадках наших индустриальных и социальных партнеров и в государственных организациях, где практики и успешные бизнесмены участвуют в образовательном процессе, давая нам советы и занимаясь вместе с нашими студентами. Работодатели ставят перед ними задачи и решают их вместе с нами в интересах социально-экономических направлений, важных для региона и страны в целом. Мы решаем задачи в области систем искусственного интеллекта, математического моделирования, анализа больших данных. Это наш выход из академической плоскости в плоскость инновационного образования.
Успех наших выпускников — это успех системы преподавания, основанный на фундаментальных знаниях и подготовке студентов к широкому спектру профессиональной деятельности. Наша задача — повысить soft skills нашего выпускника, способного обслуживать существующие технологические процессы и создавать новые. Умение работать в команде, в проектном режиме — это тоже очень важно. В этом и есть конкурентоспособность демидовцев. Мы готовим тех, кто является разработчиками будущего. Профессиональное владение информационными технологиями — это пропуск в завтрашний день на ближайшие 10–15 лет, без всяких сомнений. Задача университета — готовить специалистов международного уровня для нашей страны и в первую очередь для региона. Это и есть миссия Демидовского университета в образовании.
Демидовский университет — это легенда Ярославля, визитная карточка города и один из ведущих научно-образовательных комплексов в Центральной России. В различных национальных рейтингах Ярославский государственный университет регулярно входит в топ-100 лучших вузов страны.
Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова:
телефон по вопросам онлайн-регистрации: +7 (4852) 78–85–45;
информация о подаче документов онлайн: www.uniyar.ac.ru;
abitur@uniyar.ac.ru;
https://vk.com/yaroslavl_state_university;
https://www.facebook.com/yaroslavl.university.