Михаил приобрел товар через сайт бесплатных объявлений, перечислил деньги на карту продавцу. Однако вместо заказанного товара пришла коробка, набитая мусором. Продавец находится в другом регионе, на звонки не отвечает. Может ли Михаил отозвать свой платеж по карте?
Алексей Хренов, начальник отдела информационной безопасности Уральского банка Сбербанка: «К сожалению, вернуть средства как ошибочно проведенный платеж нельзя. Клиент перечислил средства отправителю товара самостоятельно и добровольно, и с того момента, как деньги были зачислены на счет получателя, они стали его собственностью. Банк исполнил поручение о переводе денег с клиентского счета на указанный им счет.
Вернуть деньги можно, только если получатель сам согласится их вернуть, либо его вина будет признана судом, и суд постановит возвратить средства пострадавшему. Поэтому мы рекомендуем клиенту обратиться в правоохранительные органы с заявлением о совершенном в отношении него мошенничестве. Для содействия следствию банк по запросу органов правопорядка может предоставить имеющуюся у него информацию о владельце банковской карты, получившем платеж.
Минимизировать риск стать жертвой такого рода мошенничества можно, если оплачивать товар после его получения – полностью или частично. Второй вариант – покупать товары на специализированных сайтах объявлений, где продавцы идентифицируются владельцами сайта».
Александр Бородкин, вице-президент, начальник управления кредитных карт ВТБ24: «В том случае, если Михаил перечислил деньги путем перевода с карты на карту по реквизитам, отозвать операцию практически невозможно. А вот если он оплатил товар в интернет-магазине по карте и поставки товара не было, существует возможность опротестования операции. Однако следует понимать, что операции с банковскими картами (и опротестование по ним) регламентируют исключительно финансовые взаиморасчёты, но никак не качество предоставляемых услуг.
Таким образом, если торговая точка, не нарушая правил, приняла от клиента деньги и предоставила клиенту услуги по договору (в данном случае – выслала клиенту товар), операция по карте будет считаться полностью корректной, вне зависимости от качества товара. В случае, если торговая точка нарушает закон о защите прав потребителей и уклоняется от возврата средств, клиенту стоит обращаться в соответствующие органы».
Елена Биндусова, директор департамента платежных систем СМП Банка: «К сожалению, ситуация, которая описывается, является достаточно распространенным видом мошенничества. Человек покупает товар через бесплатные объявления у частных лиц или в группах в социальных сетях, либо перечисляет аванс за товар (например, за подержанный автомобиль) со своей карты на указанный продавцом номер карты, а затем продавец исчезает. Опротестовать платеж, совершенный с карты на карту в пользу частного лица, практически невозможно. В большинстве случаев такой перевод осуществляется в режиме онлайн, то есть списание денежных средств с карты клиента и увеличение доступного баланса на карте мошенника происходит мгновенно. Отмена операций переводов с карты на карту запрещена платежными системами.
Теоретически, гражданин, осуществивший перевод, может подать заявление на возврат денежных средств в банк-эмитент карты получателя денежных средств. Тот банк может вернуть деньги, если получатель денежных средств даст банку согласие на списание суммы со своего счета. Но если у этой операции были мошеннические цели, то вряд ли стоит рассчитывать на благоприятный исход событий. Поэтому? обращаю внимание, совершая платеж с карты на карту, клиент должен четко осознавать, что риски по данной операции полностью лежат на нем.
Чтобы избежать подобных ситуаций, лучше приобретать товары и услуги у известных поставщиков и использовать проверенные сайты, так как в описанном случае перевод с карты практически не отличается от оплаты наличными.
Процедура опротестования покупателем транзакции и возврата средств на счет применяется в том случае, если платеж осуществляется на интернет-сайте (то есть является операцией покупки, а не перевода денежных средств с карты на карту) и существуют явные основания для признания операции ошибочной или недействительной. Например, произошло двойное списание, оплаченный товар не поставлен, поставлен другой товар и прочее. При этом клиент должен предоставить в банк вместе с заявлением документы, подтверждающие обоснованность данной операции (платежные документы, товарные чеки, переписку с торговой точкой и прочее). Процедура опротестования транзакции регламентирована платежными системами, и банки жестко следуют установленным правилам».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com