В прошлом году в связи с кризисом совокупный рекламный бюджет банков сократился на 6,8 млрд рублей, причем 2,5 млрд рублей сэкономили пять крупных банков: Сбербанк (сокращение на 40%), Банк Москвы (-55%), ВТБ 24 (-41,7%), Газпромбанк (-35%) и «Уралсиб» (-33,7%), говорится в обозрении журнала «Профиль».
Основной тренд банковской рекламы, вызванный кризисом, – переориентация с имиджевой рекламы на продуктовую. В первые месяцы кризиса, в условиях низкой ликвидности, все средства были брошены на рекламу вкладов, ставших основным источников фондирования. Пик рекламы депозитов пришелся на лето 2009 года, и усилия не пропали даром: по итогам года банки с наибольшими годовыми рекламными бюджетами вошли в число лидеров по объему частных вкладов. Но с начала 2010 года тенденция начала меняться: банки, улучшив ситуацию с ликвидностью за счет депозитов и господдержки, стали задумываться о восстановлении кредитования, и основной акцент в рекламе сместился с привлечения вкладов на розничное кредитование.
Основная тенденция, наблюдающаяся в последние год-полтора, – рост объема рекламы банков в Интернете, что связано с более гибкой ценовой политикой интернет-провайдеров в разгар кризиса, эффектом «вирусного маркетинга», оперативностью, а также все более возрастающей популярностью социальных сетей и блогов. Так, по данным агентства AdWatch, за 2009 год реклама в Рунете в целом увеличилась на 40%, и тренд продолжает расти, все большую популярность приобретают креативные, «штучные» задумки.
Относительно стабильным остается объем рекламы банков на телевидении, где размещают ролики крупнейшие банки страны, стабильно занимающие верхние строчки рейтингов по основным финансовым показателям. Наружная реклама постепенно возвращается к докризисным временам, в основном за счет регионов. На рекламном рынке появляются новые свежие идеи, особенно в Интернете; наблюдается повышение интереса существующих и потенциальных клиентов к рекламе; и активно размещать рекламу стали не только крупные федеральные, но и региональные банки.