Вопрос звучит затравкой для форумного холивара, и он же лежит в основе одного из самых популярных автогоночных чемпионатов – DTM (Deutsche Tourenwagen Masters). Может быть, потому он и популярен, что нет другой гоночной серии, где марки-соперники были выбраны настолько обоюдоостро. В современном DTM бьются за победу 24 автомобиля, из которых треть – это BMW M4, треть – Audi RS5, а оставшиеся – Mercedes-AMG C63. Я много читал о DTM, но до сегодняшнего дня никогда не видел вживую.
И не слышал: а уровень шума 500-сильных V8 сравним с «Формулой 1» в ее лучшие годы – сочное «вруууум-кх-кх-кх» разносится далеко над автодромом и слышно еще на подъезде. На входе в VIP-ложу Audi Sport раздают бесплатные беруши, но, ей богу, в них ощущения не те.
В субботу в Москве было объявлено штормовое предупреждение с призывом чуть ли не следовать к ближайшему бомбоубежищу, однако на деле все закончилось лишь обильным дождем, который, как известно, способен подмочить репутацию иных гонщиков – цена ошибки в дождь высока.
Технические требования к автомобилям в DTM весьма либеральны, поэтому болиды DTM настолько быстры, что их, как правило, сравнивают с формульными чемпионатами, а не кузовными.
Всех, конечно, интересует вопрос – а это прям серийные автомобили? Нет, это прям не серийные автомобили, которых с гражданскими версиями роднит силуэт крыши, решетка радиатора и головная оптика – за это их и называют силуэтами. Внешнее сходство с дорожной техникой нужно больше ради эстетики и маркетинга.
Однако в этом основной плюс DTM перед большинством кузовных чемпионатов, вроде WTCC. Там берут серийный кузов и пичкают его начинкой от суперкара, в результате получается нечто очень дорогое и несколько компромиссное. Болиды DTM – это чисто гоночная техника с изрядным потенциалом.
В основе автомобилей – пространственные рамы, поверх которых – быстросъемные углепластиковые панели. Двигатели V8 развивают по 500 л.с., привод задний, коробки передач – шестиступенчатые секвенциалы, подвески – спортивные на двойных рычагах, тормоза карбоновые.
Но, пожалуй, наиболее замечательным свойством DTM является развитая аэродинамика, которая помимо заднего антикрыла подразумевает активное использование днища автомобиля – обратите внимание на мощные диффузоры (поднимающаяся к корме задняя часть днища), хитрые дефлекторы вдоль порогов и переднюю пластину-сплиттер.
А чтобы исключить чрезмерную гонку вооружений, в DTM довольно строгие ограничения на доработку машин. Многие узлы унифицированы и служат весь сезон, например, на два автомобиля приходится лишь один запасной двигатель в год.
Чемпионат DTM вырос в середине 80-х из немецкого кузовного чемпионата и быстро завоевал популярность за счет свободных требований к автомобилям, которые уже к началу 90-х стали больше походить на спортпрототипы, чем «кузова». Помимо трех премиум-марок (Audi, BMW, Mercedes), в чемпионате участвовал, например, Opel и даже итальянская Alfa Romeo. Однако к концу 90-х чемпионат столкнулся с финансовыми трудностями и был возрожден уже в 2000 году с новыми правилами. Изначально в нем участвовали Mercedes-Benz, Opel и Audi, хотя заводская команда последней дебютировала лишь в 2004 году. Позже Opel ушел, а в 2012 году к чемпионату присоединилась BMW, сделав его состав абсолютно логичным.
За счет серьезной матчасти болиды DTM настолько близки к разнообразным «формулам», что нет другого кузовного чемпионата, из которого пилоты с такой легкостью переходили бы в «Формулу 1» и обратно. В нынешнем составе DTM – два бывших пилота «Формулы 1»: Тимо Глок и Пол ДиРеста, а в самой «Формуле 1» – два экс-пилота DTM, включая прошлогоднего чемпиона Паскаля Верляйна и его нового партнера по команде Эстебана Окона, который перепрыгнул из одного чемпионата в другой прямо по ходу сезона.
Впрочем, состав пилотов в DTM очень разнообразный, например, мне всегда импонировал швед Матиас Экстрем, который помимо двух титулов в DTM имеет на своем счету успешные выступления в ралли-кроссе и классическом ралли и за счет такой универсальности трижды становился победителем «Гонки Чемпионов» – забавного соревнования, где гонщики разных серий (включая «Формулу 1») соревнуются на одинаковых машинах.
И характер гонок в DTM напоминает «формульный», например, обгоны здесь дело столь же не праздное и требующее как преимущества в скорости над соперником, так и большой точности. Правда, в отличие от «Формулы 1», пилотам DTM все же чуть проще «травить» соперника, повиснув у него на хвосте. А еще в DTM чаще случается контактная борьба, которая не приводит к взлету автомобиля, если он натыкается углом кузова на оппонента.
Уик-энд DTM состоит из двух независимых квалификаций и двух гонок. В субботу многое решил дождь: пилоты и машины Mercedes оказались лучше готовы к переменчивым условиям, чаще угадывали с резиной и заняли места с первого по четвертое.
Лучший из Audi Маттиаса Экстрем финишировал пятым, а BMW гонку фактически провалили – лидер чемпионата Марко Виттман финишировал 19.
Зато в воскресенье все перевернулось с ног на голову: весь день доминировали BMW, заняв первые четыре места, а Mercedes-Benz, напротив, утратили былой задор, и субботний победитель Роберт Виккенс финишировал пятым на машине, столкнувшись с техническими проблемами. Audi же, считающиеся одними из главных претендентов на общий титул, весь уик-энд держались в середине, поэтому в лидеры зачета так и не вышли, но впереди еще шесть гонок.
В новом чемпионате DTM (с 2000 года) лидерство по числу титулов в личном зачете делят Audi и Mercedes-Benz – по семь, тогда у присоединившейся позже BMW их пока два. Каждая из немецких марок имеет давние автоспортивные традиции: так, Mercedes-Benz успешен в «Формуле 1», Audi вписала себя в историю невероятной чередой побед в самой престижной гонке на выносливость «24 часа Ле Мана», а BMW активно участвует в разнообразных соревнованиях, включая «Формулу 1» (где у марки два титула в качестве поставщика двигателей) и туринговые чемпионаты.
Собственно, DTM, наверное, и любят за отсутствие явного фаворита. В современных ралли (WRC) или «Формуле 1» это является проблемой: команда, построившая удачную машину, может доминировать весь сезон, превращая борьбу за титул в разборку одного лидера и его «оруженосца» (партнера). Для сравнения, в «Формуле 1» в этом сезоне гонки выигрывали три гонщика, в DTM – девять пилотов.
И если в «Формуле 1» чемпион уже фактически очевиден, то в DTM на титул претендует пять-шесть пилотов. И кто все-таки лучше – Audi, BMW или Mercedes – решится лишь после финиша чемпионата, и это будет самый внятный ответ на поставленный вопрос. А пока лидера (BMW) и последнего (Mercedes) разделяют пятьдесят очков, тогда как за одну гонку восемь автомобилей одной марки могут набрать до 98 очков.
Благодарим компанию "Ауди Центр Челябинск" за помощь в подготовке материала
Фото: Фото автора