Автомобиль в семье перестал быть редкостью. Многие горожане с радостью меняют общественный транспорт на более комфортабельный способ передвижения. Не толкаться же в переполненном автобусе или душном метро всем семейством? Вскоре машина становится вторым домом, где можно и переночевать по случаю и просто отдохнуть, когда устал, да и ребенка мы нередко оставляем одного в машине, забывая о том, что машина – это не квартира, в которой ребенок находится в относительной безопасности, а в первую очередь лакомый кусочек для преступников.
Вы оставляете ребенка в автомобиле, не выключая мотора, выходите на пять-десять минут, наивно полагая, что с ребенком ничего не случится, но так ли? Ведь ребенок в машине не будет препятствием для преступников, решивших завладеть ей, они его могут просто вытолкнуть из машины или даже убить. Но даже легкая травма может иметь тяжелые последствия.
И не надо полагать, что, если ребенок заснул в машине, вы, накрыв его, можете уйти. Проснувшись, ребенок может не сразу понять, где находится, и ваше присутствие ему будет просто необходимо. Или его не заметили угонщики, или забравшиеся в вашу машину за аппаратурой воры. Они могут не только напугать ребенка, но и травмировать. Вот и задумайтесь, стоит ли рисковать жизнью ребенка.
Закрываете машину? Но ни одного преступника не остановят замки. Или в темноте он может подойти к ней и постучать, а ребенок, не разобравшись, кто стоит, сам откроет дверь машины.
Поэтому наш совет: не оставляйте ребенка одного в авто, даже если вы уходите на короткое время или покупаете сигареты, стоя в двух шагах от машины. Возьмите ребенка с собой, тщательно заприте машину. А если ребенок спит, разбудите его или возьмите на руки.
У жителей сильно моторизованных стран сейчас даже и мысли не возникает, что малыша можно возить в автомобиле без специального сиденья или кресла.
Особенно после того, как американцы установили, что использование этой автомебели сократило детскую смертность в авариях на 71%. Сейчас на Западе производится неимоверное количество моделей таких сидений для детей разного возраста, веса и роста, для разных машин и разных кошельков.
Вот несколько правил безопасности в машине:
Никогда не делайте исключений из правил. В длительной поездке ребенок может устать от ограниченной ремнем безопасности свободы, начать капризничать, и у вас может возникнуть соблазн отстегнуть ремень на минуту-другую. Не делайте этого. Никогда. Лучше остановитесь и дайте ребенку возможность размяться.
Дети непоседливы, и это нормально. Поэтому постарайтесь спланировать дальнюю поездку так, чтобы ребенок время от времени мог выйти из машины и сменить обстановку хотя бы ненадолго.
Не заводите машину, пока все в ней находящиеся не пристегнутся ремнями. Только так и не иначе. Особенно если вы едете с ребенком.
Боковые стекла опускайте не больше чем наполовину. И ни в коем случае не позволяйте выставлять наружу не только руку или ладонь, но даже кончик пальца. Мировая статистика знает массу трагических примеров, когда из-за этой вольности дети получали тяжелейшие травмы и даже погибали (сегодня высунул руку, а завтра – голову).
Никогда и ничего не выбрасывайте из машины на ходу. Все начнется с огрызка яблока, а закончится тем, что ваше чадо вслед за вами станет выбрасывать в окно еду, игрушки и все, что под руку попадет. За вами ведь тоже кто-то едет и последствия таких «выбросов» непредсказуемы. Дорожный мусор складывайте в пакет – на стоянке выбросите.
Помните, что заднее сиденье (особенно наискосок от водителя, где всегда ездят президенты и прочие VIP) – самое безопасное. Постарайтесь по возможности устроить ребенка там.
Ни в коем случае летом не оставляйте ребенка играть или спать в машине без присмотра, даже если двигатель заглушен, а окна открыты. Этот совет касается прежде всего жителей южных регионов, но и северян, приезжающих с детьми на юг. Дело в том, что температура воздуха в салоне даже стоящей с открытыми окнами машины отнюдь не понижается, а, напротив, повышается и довольно быстро. Даже пятиминутное пребывание малыша в перегретом салоне может вызвать тяжелый тепловой удар, нередко приводящий к мозговым поражениям.
Никогда не держите не пристегнутого ремнем безопасности ребенка на руках. Это очень опасно. При экстренном торможении взрослый человек толкнет малыша (а их вес не сравним) с такой силой, что только редкая удача спасет ребенка от травмы. Особенно если пассажир с ребенком сидит на переднем сиденье. Поэтому, как уже говорилось выше, старайтесь посадить ребенка на заднее сиденье. Если малышу сильно не нравится сидеть там одному, пересядьте к нему. Причем также не забудьте пристегнуться.
Психологи уже давно установили, что дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать улицу. И перебегают (правда, не всегда успешно), в чем помогает им умение «прикинуть» расстояние до машины и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети?
Специальными исследованиями установлено, что дети иначе переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в два раза чаще. Кроме того, у детей снижено чувство собственной безопасности.
Поведение ребенка не в последнюю очередь зависит от его природных данных. Внимание еще плохо распределяется: дети часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение», особенно у маленьких. Многие психофизиологические особенности детей делают их поведение непредсказуемым. Так, ребенок из состояния покоя может неожиданно ринуться вперед или изменить направление своего движения на 180 градусов, совершить прыжок в сторону, чтобы, например, не попасть в лужу.
Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.
Следует учесть и рост ребенка – это серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз в возрасте трех лет находится на высоте около 90 см, в возрасте шести лет – около 110 см, но из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.
В шесть лет ребенок зачастую еще не способен точно определить источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки. Внимание детей избирательно и направлено преимущественно на единичные объекты. И концентрируется оно не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и скорость восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых.
Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация, доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого попечения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое стадное чувство: вести себя так же, как и другие. Кроме того, на детей большое внимание оказывают эмоции: радость, удивление, интерес к чему-либо, которые заставляют напрочь забыть об опасности.
Анализ статистических данных показал, что 95% наездов на детей происходит в 30 одних и тех же повторяющихся, типичных ситуациях. Всего лишь 30 ситуаций-«ловушек», которые до сих пор не умеют распознавать и прогнозировать ни дети, ни водители, ни родители!
Инспектора ГИБД уверенно говорят: попадание в ДТП следует рассматривать, как следствие совершения конкретных ошибок, отсутствие предвидения, опыта, неумение принимать правильные решения. В конечном счете причина ДТП – незнание правил дорожного движения и отсутствие необходимых навыков поведения на дороге.
Обратите внимание:
Главная опасность – стоящая машина!
Стоящая машина опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.
Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.
Умейте предвидеть скрытую опасность!
Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.
Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее
Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть ехать другая.
И у светофора можно встретить опасность
На дорогах Казани мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.
Пустую улицу дети часто перебегают не глядя
На улице, где машины появляются редко, дети выбегают на дорогу, предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.
Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!
Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад – прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.
На улице крепко держите ребенка за руку!
Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него, либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.
Арки и выезды из дворов – места скрытой опасности!
В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.
Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая правила дорожного движения.
Использованы материалы отдела пропаганды УГИБДД
Рамазан ИСЛАМОВ, Влад ПИТЕРСКИЙ