Мир автомобиля – мир бесконечной индивидуальности. Чего стоит процесс выбора марки или модели. Автозвук – это вообще государство в государстве. Причем, государство, обладающее вполне приличной численностью населения. Соревнования по автозвуку сегодня проходят едва ли не в каждом райцентре. Количество мастеров, предлагающих свои услуги, не поддается подсчету, равно как и число сообщений на автофорумах, начинающихся со слова «посоветуйте». Куда и к кому бежать, если дорожная какофония вдруг наводит на вас депрессию, и все ли золото, что звучит, обсуждали собеседники нашего корреспондента.
Простые вопросы
«Нельзя ставить цель «хочу музыку и все», нужно продумывать каждый шаг, чтобы не переделывать все по десять раз», – заявляет Андрей Пархоменко, специалист по автозвуку и car audio.
Что лучше и дешевле поставить, какие варианты могут быть для моей десятки/оки/range rover'a/КаМАЗа – эти вопросы, судя по частоте их возникновения, претендуют на категорию вечных. Либо еще вариант – риторических. Первое, что рекомендуется сделать потенциальному счастливому обладателю – с максимальной честностью ответить на вопрос «Зачем?», заданный самому себе. Вариантов может быть множество, но на практике они склоняются к двум. Первое – чтобы было чисто. Второе – чтобы было не просто громко, а ощутимо громко. Соответственно, это называется чистота звука и давление. Вариант ответа, которого стоит избегать – чтоб было.
Куда пойти
Итак, предпочтения определены. Следующий вопрос: куда пойти-податься со своими идеями. Простейший вариант – в ближайшую лавку за деталями, в журнальный ларек – за руководством по сбору техники и далее – в свой гараж. Собственно, с этого начинали многие нынешние профи автозвука. Но не всегда этот вариант лучший. Как, скажем, и следующий.
«Я считаю, что автозвук нужно делать только у тех, кто хоть малость понимает в звуке. Можно приехать в любой гараж к дяде Васе, попросить установить музыку, но этого мало. Надо еще ее грамотно настроить, подстроить под параметры машины. Чтобы все-таки это была музыка, а не какофония какая-то», – делится мнением Андрей Пархоменко.
Плюсы профессиональных мастеров – своего клиента они понимают с полуслова. И с готовностью выполнят все пожелания. Вплоть до самых экстравагантных. Случается и такое.
«У меня однажды клиент попросил сделать съемный сабвуфер, чтобы забирать его домой. Таким образом он надеялся сохранить технику от автомобильных воров. Я предложил альтернативу – как следует закрепил сабвуфер. В итоге, когда воры все-таки проникли в машину, они не смогли его снять», – рассказывает Андрей Пархоменко.
Немаловажный плюс профессиональной работы – именно точность настройки под клиента. Ряд психологов уверены, что любая огреха в автозвуке рождает ощущение дискомфорта, что ведет минимум к постоянным доработкам. О более серьезных последствиях – немного позже.
Торг неуместен
На стоимости автозвука сказывается цена комплектующих, аксессуаров и работы мастера. Нижняя планка – 800 условных единиц. Столько стоит простая компоновка и недорогие компоненты. Естественно, если мастер убедит вас, что аналогичная система стояла в карете у Моцарта либо же с другой компоновкой ездят только лузеры, заплатить придется намного больше. Но вердикт мастеров однозначен – раз уж занялся автозвуком, не экономь на комплектующих.
«Экономить нельзя ни на чем: можно получить от недорогих компонентов бас, но вот детальности и разборчивости от них не добьешься», – говорит Андрей Пархоменко. Впрочем, вся сверхнавороченная акустика может пойти насмарку, если сэкономить на звукоизоляции.
«Чтобы в машине было приятно слушать музыку, очень важна хорошая звукоизоляция. Тогда и звук будет объемным, чистым и приятным для уха», – ответственно заявляет DJ Ladan.
Мода: миф или реальность?
«Самая интересная установка, это подготовка машины к соревнованиям по неограниченному звуковому давлению. В кузове хэтчбек был отделен багажный отсек перегородкой от пола до потолка. Установлены два 18-дюймовых саба с очень высокой чувствительностью, что позволило получить хорошую отдачу», – вспоминает один из мастеров по установке автозвука, пожелавший остаться неназванным.
Давление такое, чтоб бутылки газировки, поставленные на крышу закрытого автомобиля, танцевали за малым не нижний брейк – мечта определенной части фанатов автозвука.
«Давление – это модно, кому нужен просто звук», – говорит рядовой зритель автошоу. Впрочем, считают наши эксперты, понятие моды в автозвуке как минимум притянуто за уши. «Клиентские предпочтения – обычный звук, но без сильного преувеличения долбежки и цыкания. Естественный звук нужен единицам, давление – чуть большему количеству людей. Вообще моды как таковой нет, процесс направляют СМИ», – считает Андрей Пархоменко.
«Я не фанат автозвука и не считаю, что чем громче в машине играет, значит лучше. Некоторые мои знакомые специально перебирают заново весь автомобиль, чтобы улучшить звук либо же сделать громче, но из этого в основном ничего хорошего не получается. Начинает все дрожать или дребезжать в машине – а это плохо. Или поставят столько звука, что аж сидеть в машине невозможно. Я довольствуюсь родным звуком своего автомобиля – это mp3 магнитофон blaupunkt и шесть колонок, четыре впереди, две сзади», – обосновывает свой выбор DJ Ladan.
Волна-убийца
Неправильно выстроенный автозвук может убить. Огрехи в установке и настройке, низкокачественная аппаратура приводят к тому, что внимание водителя притупляется. А это – прямая дорога к аварии, считает минский специалист по автозвуку Георгий Гущин. Он даже разработал концепцию безопасного автозвука. По мнению эксперта, особенно опасна для водителя акустическая система, расположенная сзади.
«Вроде как повернулись мы спиной к сцене. Непривычно, но для автомобиля, думают некоторые, сойдет. На скорость не влияет и ладно. Да вот неувязочка: для нашего предка прямой сигнал сзади – символ немедленной опасности. Результат – внимание опять же сосредоточено позади, а не на быстро меняющейся дорожной обстановке впереди. Чем это чревато во время движения? К сожалению, некоторые на этот вопрос уже никогда не ответят», – заявляет автор книги «Звук в автомобиле – друг или враг?».
Немногим лучше, считает автор, и стандартная схема «что-то спереди и два овала сзади», – водитель попросту теряется в звуковом пространстве, и со временем начинает ощущать сильнейший дискомфорт. Подобный звук рождает ощущение «бочки», что также блокирует определенные реакции.
Так что при выборе акустики, считает Георгий Гущин, нужно учитывать еще и генетику. И при любом расположении элементов автозвука добиваться эффекта, когда музыка звучит перед водителем. Это – еще один плюс в пользу профессиональных мастеров автозвука.