Что такое УТС? Если задать этот вопрос работникам любой страховой компании, то суть ответа может свестись к фразе, вынесенной в заголовок. УТС – утеря товарной стоимости автомобиля – дело, практически всегда заведомо проигрышное в судах для страховщиков. Тем не менее случаев добровольной выплаты УТС со стороны страховых компаний считанные единицы. Почему? А вот это уже вопрос не к страховщикам, а к владельцам транспортных средств.
Почему страховщики отказывают в добровольной выплате УТС, рассчитывая на то, что потерпевший автовладелец в суд обращаться не будет? Потому что большинство из нас, автовладельцев, считает, что в судебных баталиях смогут выстоять лишь профессионалы – адвокаты или, на крайний случай, хорошо подкованные юристы.
На самом деле это не так. Во-первых, суд – это не страшно, а во-вторых, при сегодняшнем развитии информационных технологий суд – это доступно не только для профи. Если у вас хватило знаний и информационных навыков, чтобы найти в дебрях Интернета этот сайт и эту статью, которую вы сейчас читаете, то, значит, их хватит, чтобы подготовить судебный иск и выиграть дело в суде. Набейте в любом поисковике предложение «Образцы судебных исков» и – за работу! Но прежде дочитайте то, что здесь написано. Это облегчит вам путь судебных баталий.
Итак, классический случай. Вы купили, например, новую «шестерку». «Мазда-6» имеется в виду, а не первая машина чуть ли не всех автолюбителей – «ВАЗ-2106». На одометре – 300 км, на душе – трели соловьев, на лице – пытливые взоры восхищенных девушек, готовых украсить своей персоной правое сиденье вашего авто. И тут – бац! Подголовник сиденья спасает ваши шейные позвонки от перелома, посланного ускорением въехавшего в задний бампер КамАЗа, «десятки», «крузака», грейдера (нужное подчеркнуть).
Быстро приехавшие через 8 часов после вызова сотрудники ГИБДД составляют схему ДТП, убеждаются, что у вас на руках есть полисы ОСАГО, и пишут рапорт. В группе разбора ГИБДД водителя догнавшего вас транспортного средства признают виновным, несмотря на то, что он изо всех сил старался доказать, что вы его обогнали и подрезали. И вы с поганым настроением и правильно вынесенным постановлением в руках едете в страховую компанию, с которой у виновника заключен договор ОСАГО. Здесь вам организуют экспертизу печальных останков вашего авто, у которого, к примеру, разбит бампер и задние фонари, помята крышка багажника.
По итогам экспертизы вам предложат либо деньги, скажем, тысяч пятьдесят, либо направление в автосервис, с которым у страховщика заключен договор. Вроде бы все хорошо и правильно. Любимую «шестерку» отремонтируют бесплатно для вас. Но отчего же на душе тогда так тоскливо и муторно? Гадать не надо – отныне к вашему авто навсегда приклеен ярлык «битый».
И вы прекрасно понимаете, что на вторичном рынке цена у «битых» и «небитых» авто разная – перефразируя поговорку, можно сказать: за одного небитого двух битых дают. Кто возместит эту разницу? Не надо горестно вздевать руки к небу в поисках ответа. Ведь эта самая разница и называется утратой товарной стоимости автомобиля, и возместить ее вам должен страховщик виновника. Но! Ни в одной страховой компании вам никто, никогда не скажет о том, что вы имеете право на выплату УТС помимо прямых затрат на ремонт. Ничего личного – это бизнес. Если страховые компании начнут в добровольном порядке выплачивать УТС, они потеряют часть доходов от страхования «автогражданки».
Поэтому вам самостоятельно следует предпринять ряд следующих шагов. При проведении экспертизы надо у этого же эксперта заказать заключение экспертизы УТС. Этим вы, во-первых, сэкономите время, потому что не надо будет приезжать повторно на еще одну экспертизу. А, во-вторых, вы отсечете у страховщика возможность оспаривать результаты экспертизы УТС в суде, потому что этого эксперта пригласила сама страховая компания, а не вы лично.
Что насчитает эксперт, точно предугадать нельзя, так как существует несколько методик определения УТС. В любом случае за основу берется стоимость ремонта, и от нее процентуется УТС в зависимости от степени износа вашего автомобиля, определяемого пробегом и годом выпуска. УТС вашей «шестерки» с текущим годом, 300 км пробега на одометре и 50 тысячами рублей ремонта оценят скорее всего тысяч в 20-30. Стоит ли из-за этой суммы «бодаться» со страховщиком – решать вам.
С заключением экспертизы УТС на руках, который будет готов через несколько дней, вы приходите снова в так полюбившуюся вам страховую компанию и пишете заявление на выплату УТС. Прикладывать к заявлению необходимо копию заключения экспертизы. Оригинал оставьте для суда. Несмотря на то, что страховая компания откажет вам или оставит вашу мольбу без ответа, заявление на выплату УТС подать все равно необходимо. Таков процессуальный порядок. У судьи не возникнет вопроса, почему вы не попробовали взять УТС со страховой компании в добровольном порядке, а у страховщика – оснований для симуляции альтруизма по отношению к вам.
В заявлении надо оговорить срок, в течение которого вы желаете получить УТС – обычно это 15 или 30 календарных дней. После истечения этого срока, независимо от того, получили вы отказ или нет, можно обращаться в мировой суд по месту нахождения страховой компании с исковым заявлением о возмещении УТС.
Образцы заявлений можно найти, как уже говорилось выше, в Интернете или попробовать написать самостоятельно, ориентируясь на ст. 131 ГПК РФ «Форма и содержание искового заявления». В заявлении надо указать цену иска, которую вы взыскиваете со страховой компании. Сумма иска будет складываться из УТС плюс стоимости экспертизы УТС плюс стоимости госпошлины. Как самостоятельно рассчитать последнюю? Обратитесь к Налоговому кодексу – статья 333.19. «Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями». В нашем случае госпошлина будет исчисляться с цены иска от 10 001 руб. до 50 тысяч руб. и составит 400 руб. плюс 3% с суммы, превышающей 10 тысяч руб.
Кроме того, к исковому заявлению необходимо приложить справку ГИБДД, в которой указан виновник (можно копию), оригинал заключения экспертизы УТС, копию вашего заявления в страховую компанию с предложением добровольной выплаты УТС, (если страховщик ответил вам отказом, надо приложить оригинал отказа), квитанцию об оплате экспертного заключения УТС и квитанцию об оплате госпошлины. Со всего перечисленного необходимо снять копии и приложить их, так как судья должен иметь возможность ознакомить ответчика с вашими исковыми материалами по его требованию.
Далее – дело техники. Узнаете, когда у мирового судьи приемный день, встаете в очередь и, терпеливо дождавшись, вручаете судье исковое заявление. Судья должен либо принять заявление к производству, либо отклонить его с указанием причины. Теперь о самом о главном! Почему мы говорим, что дела о выплате УТС практически всегда заведомо проигрышны для страховщиков? А потому, что еще 10 августа 2005 года Верховный суд РФ в своем постановлении четко и недвусмысленно разъяснил, что утеря товарной стоимости автомобиля является реальным материальным ущербом, понесенным автовладельцем.
А поскольку автогражданская ответственность виновника застрахована страховой компанией, ей и выплачивать УТС. Поэтому теоретически, конечно, можно предположить, что судья отклонит иск, но практически такого не случается, так как вы вооружены вышеуказанным постановлением.
Выиграв суд, надо выждать 10 дней – срока обжалования или вступления решения суда в законную силу. По истечении этого срока вы получите решение суда на руки. Нельзя сказать, что в страховой компании вас с решением суда встретят, как родного, с любовью и радушием, но деньги, тем не менее, выплатят.
А если все же заартачатся, то – снова в суд с заявлением на выдачу исполнительного листа. Исполнительный лист вы относите в службу судебных приставов по месту нахождения ответчика, где на информационных стендах есть образцы заявлений и перечень необходимых документов для возбуждения исполнительного производства, но это уже другая история…
И последнее. Автор этих строк – не юрист ни по образованию, ни по роду деятельности, а обычный автолюбитель, которых на улицах тысячи и которым страховщики отказывают в выплате УТС. Тем не менее на «боевом счету» – три выигранных дела о выплате УТС, в том числе одно с взысканием суммы иска через службу судебных приставов. В судебных баталиях нужна лишь настойчивость, терпение и понимание того, что с деньгами никто так просто не расстается. Судебных успехов вам! А еще лучше не попадать в ДТП.